Детская библиотека – новые формы работы с современным читателем

27 мая библиотекари района отмечали свой профессиональный праздник – Общероссийский день библиотек. Особый праздник в этот день был у сотрудников Детской библиотеки, которая отмечает 65-летие со дня своего основания.

В этот праздничный день на семинар-тренинг «Творчество. Качество. Креатив: продвижение книги и чтения для детей» собрались коллеги-библиотекари сельских поселений и городских школ, ветераны библиотечного дела, партнёры, друзья. Открыла семинар директор Закаменской ЦБС Лариса Ардаева. В работе семинара-тренинга также приняли участие специалисты Республиканской детско-юношеской библиотеки во главе с заместителем директора Светланой Даниленко.

Из истории библиотеки

Первая Детская библиотека в г. Городок была открыта в 1954 году на втором этаже школы №7. Из воспоминаний библиотекаря С. В. Соболевой «помещение было маленькое, но уютное, и ребята с удовольствием посещали её». В газете «За металл» от 17 июля 1954 года заведующая библиотекой З.М. Осипова сообщает о том, что «…детская библиотека города обслуживает около 1000 читателей школьного и дошкольного возраста. Её посещают ежедневно 30-45 человек в летнее время, в зимнее время – 100-120 человек. Спрос на книги растёт с каждым днём, поэтому фонд нашей библиотеки с каждым годом пополняется (составляет пять с половиной тысячи экземпляров). Для того чтобы привить любовь к чтению у детей, работникам, а также родителям нужно больше проводить разъяснительную работу с детьми». С тех пор Детская библиотека не раз меняла адреса, расширялась и развивалась. С 8 октября 2005 года библиотека располагается на втором этаже Межпоселенческой центральной библиотеки по адресу улица Ленина 18 а и входит в структуру Централизованной библиотечной системы Закаменского района.

Хочется выразить глубокую признательность библиотекарям бескорыстно преданным своей профессии. Особую признательность заслуживают ветераны библиотечного дела те, кто многие годы добросовестно хранил связующую нить между книгой и читателем: С.В. Соболева, З.М. Осипова, Л.В. Криулева, М.Т. Баландина, В.Н. Плюснина, Р.С. Жаркова, Т.М. Фомина, Э.Н. Ханхалаева, Н.Т. Шангина, Н.С. Максимова, О.К. Ефимова, С.Б. Булытова, Г.Ц. Базарова, А.И. Бодонцоева, Е.А. Плюснина, О.Р. Мункуева, с.В. Гонжитова. Успешно продолжают дело своих коллег Марина Роземблюм и Алёна Миронова.

В преддверии юбилея Детская библиотека начала проводить юбилейные экскурсии для воспитанников детских садов города. Где дошколята впервые знакомились с библиотечным пространством.

В честь «Года театра» средняя группа «Почемучки» детского сада «Ягодка»» воспитателя О.В. Очировой инсценировали сказку Корнея Чуковского «Муха Цокотуха» на новый лад, а дошколята старшей группы «Непоседы» воспитателя Ю.И. Игошевой детского сада «Чебурашка» в игровой форме рассказали бурятскую народную сказку «Будэнэ и журавль». Воспитанники детского сада «Дюймовочка» воспитателя О.Е.Плюсниной принимали активное участие в акции «Читаем детям о войне».

Стартовали три конкурса посвященные юбилею библиотеки: «Библиотека будущего» — конкурс юных художников от 7-12 лет, «Лидер чтения» среди читателей библиотеки, «Мама, папа, я — читающая семья».

Детская библиотека надежно заняла своё место в системе социализации детей, заслужила имидж надёжного партнера.

Круглый стол: проблемы, поиски, решения

Сегодня книжный фонд Детской библиотеки насчитывает 20 тысяч экземпляров книг, обслуживает более 2000 пользователей, ежегодно выдаёт свыше 15000 экз. книг. Основные направления деятельности библиотеки это проекты и целевые программы.

А также 27 мая состоялся круглый стол «Детское чтение: проблемы, поиски, решения», который открыла методист ЦБС Баирма Базарова. Об опыт работы Детской библиотеки в своём выступлении «Привлечь! Удивить! Удержать!» рассказала её заведующая Марина Роземблюм.

Чтобы привлечь как можно больше читателей библиотекари проводят для дошколят экскурсии, как путешествие на паровозике. Организовывают рекламно-информационные акции: «Как пройти в библиотеку?» или «Приведи друга в библиотеку». Проводим экскурсии по городу в любое время года. Эффективной формой привлечения читателей в библиотеку являются массовые мероприятия и конкурсы. Обычно эти мероприятия информационно насыщенные, яркие, интересные и запоминающиеся. Ведь ребёнок, впервые посетивший библиотеку, должен захотеть суда прийти ещё раз. На сегодняшний день библиотека стала центром досуга, площадкой для самореализации человека, неформального общения,

социального взаимодействия. В рамках проекта фонда Президентских грантов «ГородОК! Учись, твори и созидай» в библиотеке создано многофункциональное библиотечное пространство – зоны «Коворкинг», «Библионяня», «Арт-зона», где наши читатели всегда могут провести интересно время, поиграть, пообщаться. Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, сможет найти себе занятие по душе в игровом пространстве Библиотеки.

Заведующая библиотеки «Харацайского» сельского поселения Валентина Жаркова провела исследование «Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков сельской библиотеки» и поделилась с коллегами его результатами.

— На современном этапе изменилось отношение детей к книге. Любая литература, даже художественное произведение – это источник информации. Современные юные читатели предпочитают небольшие произведения. С увлечением читают журналы, где есть информация и определённый видеоряд. Большие и объёмные произведения уходят из обихода.

Поддержала выводы Валентины Васильевны и руководитель детского чтения, учитель школы № 1 Оксана Плюснина. В своём сообщении «Значение книги в жизни младшего школьника» она подтвердила, что современных школьников привлекают красочность и нарядность книги, эмоциональное восприятие и суть книг сошла на нет. Она отмечает, что интерес к чтению у детей стал пропадать. Оксана Евгеньевна, как и многие её коллеги, считает, что учить детей любить читать книги нужно в семье. У читающих родителей растут читающие дети.

Библиотекарь школы № 5 Жаргалма Максароваой рассказала об опыте школьных библиотек в продвижении подросткового чтения. В своей практике она применяет такие формы работы как «Библиофорсаж», «Библиомарафон», «Библиопобеда», «Выставка-рассказ», «Выставка – удивление», «Заморочки из бочки» и т.д. Она считает, если хоть один ребёнок пришёл и попросил прочесть книгу, по которой прошло то или иное мероприятие, то это уже пусть не большая, но победа. Она выделяет три категории школьных читателей: «кладоискатели» — дети, долго ищущие книгу и желающие читать, «торопыги» — те, кто приходит быстро берёт то, что нужно и убегает и «Нехочухи» — дети не желающие читать, им, что не предложи, на всё получишь один ответ «Не хочу». И если из двух последних категорий ребёнок становится «Кладоискателем», то это тоже победа библиотекаря.

Деятельность Детской библиотеки многозадачная, многоаспектная, ориентируется на читателя нового поколения, на освоение социального пространства и координацию работы с организациями города и района.

В ходе завершения круглого стола состоялось торжественное вручение грамот и благодарственных писем поздравить библиотекарей с их профессиональным праздником и с 65-летним юбилеем пришли заместитель главы МО «Закаменский район» по социальному развитию Сэсэгма Намдакова и председатель городского Совета депутатов Чингис Жалсанов. От администраций района и города Закаменск сотрудникам Детской библиотеки был вручены сертификаты на 25000 рублей и на 10000 рублей на приобретение книг и пополнение книжного фонда. А также коллеги-библиотекари сельских поселений подарили Детской библиотеке ноутбук.

Анна АГАФОНОВА, корр. «Вести Закамны»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *